На самой первой встрече по сопровождению проекта мы познакомились с поставщиком, который уже «почти» выиграл тендер. Назовём их здесь фирма-поставщик «Небольшие, но ответственные» (далее по тексту – «НО»). Эксперты преодолели натиск всех местных поставщиков и сформировался вполне конкретный бюджет проекта …
Немного отвлекаясь, хочу сказать, что миссия поставщика оборудования для общепита – на мой взгляд, неблагодарная. Компаний достаточно много, и больших, и средних, и маленьких … Не торгуется и не сталкивает лбами их только ленивый — это с поставщиками происходит всегда. Как они все выживают на рынке, мне не совсем понятно. Хотя, действительно, совсем мелких поставщиков как раз в наши дни и выдавливают с рынка федеральные и региональные «монстры». Я лично не «ленивый», кроме того, про оборудование уже знаю достаточно много, и поэтому, конечно, тоже устроил дополнительный тендер. Конечно, всё знать невозможно, но что не знаю я, знают эксперты моей команды – коллеги с огромным опытом работы, которые «не вылезают» с крупнейших в мире выставок по оборудованию, таких, как HOST Milano, например…
Но начали мы встречу с «НО» с того, что я с ходу предложил немного другие решения в отдельных узлах производственной схемы и снизил стоимость пула оборудования сразу на 200 тысяч. Без организации «дополнительных торгов». А когда провели тендер с потенциальными поставщиками из другого города, с некоторыми региональными и федеральными монстрами, то цена пула упала ещё на десятки тысяч по отдельным позициям, а в итоге – ещё на сотню-другую тысяч рублей.
Однако, «НО» героически выдержали ценовой натиск, и остались основными подрядчиками. Хотя по отдельным позициям их «убрали» монстры.
Но вот за что я благодарен фирме «НО», так это за детальный и тщательный подход в проектировании. Они спроектировали схему оборудования, меняли её потом бесчисленное количество раз и руками постоянно промеряли размеры на месте, чтобы всё оборудование гарантированно вошло, и встало на свои места. Это называется, наверное, индивидуальный подход … Это — признак хорошего и ответственного поставщика. За это им моё искреннее большое спасибо.
Вообще давайте я здесь приведу выдержку из моей статьи «Признаки хорошего поставщика».
Признаки хорошего поставщика
- Хороший поставщик не пропадёт «с радаров», когда потом, уже после поставки, возникнут вопросы к работе оборудования…
- Специалист компании – хорошего поставщика — в оборудовании разбирается глубоко и досконально, он может подсказать особенности, пройтись по каждому бренду, например, пароконвектоматов. Прокомментировать, что именно вы можете ждать от Чувашторгтехники, что – от UNOX, и что – от Rational.
- Кроме того, что он (она) знает всё это в теории (бывал на выставках в Италии, Москве и Берлине), он знает ЭТО на практике. Он продавал такие же единицы оборудования в другие ресторанные проекты и нес гарантийные обязательства и РЕАЛЬНО знает, с какими брендами могут быть проблемы, и КАКИЕ проблемы.
- Такой спец, в принципе, сам может сделать расстановку оборудования в какой-нибудь из программ. Потому что бэкграунд здесь такой: как только спец проработал в компании-поставщике оборудования года 2-3, ему постепенно надоедает ждать проектировщика – когда тот сделает первую версию проекта, вторую, и так далее. (Кстати, если у вас – только одна версия технологического проекта за весь стартап, то что-то не то с вашим стартапом – то ли с проектировщиком, то с поставщиком, то ли с менеджментом проекта…)
Потом он начинает находить ошибки, неоптимальные развязки того или иного узла за проектировщиком. И наконец, сам берется за этот, безусловно, творческий процесс. Тем более, что это можно попробовать сделать даже в простенькой программе, необязательно осваивать Архикад.
- Такой спец приедет на объект и сам сделает реальные ЗАМЕРЫ. И не один раз. И его не придется уговаривать, поскольку он сам понимает, что, во-первых, всё оборудование должно войти, а во-вторых, строителям нужно предоставить все необходимые точки подключения – подробно, детально, досконально. Очень часто бывает, что в проекте что-то меняется – что-то куда-то передвигается, стены, узлы меняют своё расположение и так далее… Эти события необходимо не только отслеживать, но и своевременно отражать в проекте, в расстановке – чтобы это было понятно всем остальным многочисленным участникам стартапа – собственнику, менеджеру проекта, строителям, дизайнерам, отделочникам и т.д.
- Такой спец подробно и досконально распишет строителям точки подключения оборудования. Ну хотя бы так: «Электроснабжение. Розетка: 5-ти штырьковая вилка и розетка, разъём на 16А, 380V, h=~1200мм слева от места установки печи. Вывод кабеля: из стены h=200 мм кабель длиной 2000 мм в пластиковой гофре S-5*6,0 или большего сечения» … И ещё он приедет на объект и проконтролирует, что строители выводят все электрокабели, организуют точки подвода воды и канализации именно так, как нужно и как заявлено.
И, кстати говоря, «монстры» часто ведут себя не совсем клиентоориентированно. Вернее, совсем не клиентоориентированно.
Вернее, практически всегда не клиентоориентированно (!).
Это происходило у меня в каждом проекте, где отметились «монстры». То доставка придёт не вовремя, то монтажник в 17-00 смахнёт, уставший, пот со лба, скажет – «ну всё, у меня рабочий день закончен!» — и свалит домой (!). Не беря, конечно же, в расчёт, что через неделю у нас открытие и т.д. То менеджер уйдёт в отпуск, и всё – вся информация о вашем проекте только в голове тела, которое скатывается с водной горки в Турции. Больше в конторе никто о вашем проекте ничего не знает. Это коммерческая тайна, наверное))
Не будем судить их строго, им и так непросто …
В общем, вам решать, с какой именно компанией-поставщиком подписывать договор и платить им деньги за оборудование. Всё ли оборудование вы будете брать с «нуля» или какие-то позиции заполните «бэушкой», кто будет делать (и ПЕРЕделывать, то есть актуализировать технологический проект).
Но на то и РП, чтобы принимать взвешенные и правильные решения в ходе проекта.